|
УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ
ОБОБЩАЮЩЕГО ХАРАКТЕРА
по теме "ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ" (6 класс, 2 часа)
I. ОТКРЫТИЕ ТЕМЫ.
1) Сегодня свой урок мы проведем необычно. Помогать нам
будут ваши товарищи, старшие учащиеся. Они будут членами жюри. Итак, начнем
наше путешествие. Есть у нас и карта, и маленькая яхточка, на которой мы
будем совершать путешествие.
Но только куда? В какую страну? Как она называется? Это
придется решить вам самим. Немного подскажу... обратите внимание на контуры
нашего материка, что вы заметили?
Учащиеся говорят, что контуры материка напоминают вопросы
"кто?" и "что?" Значит, страна - имя существительное.
2) Ученица выходит к доске и записывает над картой цветным мелком
: "ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ".
- Что же мы называем именем существительным? (Учащиеся
дают определение.) Итак, мы готовы к путешествию. Посмотрим на карту. Перед
нами залив Падежей. Попутный ветер надувает паруса яхточки "Русский язык".
Но что это? Слышен чей-то голос... К нам на яхту просится один пассажир.
Давайте посмотрим, кто это?
II. ИНСЦЕНИРОВАННОЕ ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ
Г. ГРАУБИНА "ЛЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ".
|
Спросили Лежебокина:
А ну-ка расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давнам-давно все школьники
Их знают назубок.
Их за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассерженно:
- В том не моя вина.
Пусть им сперва ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более
Творить я не хочу.
Такой падеж, как дательный,
Я с детства не терплю;
Давать, делиться чем-нибудь
|
С друзьями не люблю,
Предложный ненавижу я,
Чтоб не учить урок,
Приходится выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж винительный
И вовсе я сердит:
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
- Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам ты смог бы новые
Придумать имена?
- Давно придумал:
Взятельныи,
Трязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный,
И, наконец, просительный.
|
ВОПРОСЫ К УЧАЩИМСЯ:
- За что не любит Лежебокин дательный, винительный, творительный,
предложный падежи?
- Какие признаки лежат в основе названных падежей, придуманных Лежебокикным?
- Нужен ли нам такой спутник в путешествии?
- Правильно, Лежебокин нам не нужен. Поплывем дальше. Посмотрите-ка,
недалеко от берега школа есть, необычная, сказочная... Давайте посмотрим...
III. ДЕМОНСТРИРУЕТСЯ КИНОФРАГМЕНТ "ПРАВОПИСАНИЕ
ГЛАСНЫХ В ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЯХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ". /2
мин./ .
Вопросы к учащимся:
- Кто же учится в этой школе? /Зайчик/
- Кто ему помогает? /Волшебник/
- Вспомните, пожалуйста, о каком еще правиле в этом эпизоде не говорилось?
(Учащиеся рассказывают о склонении существительных- на -ИИ, -ИЯ, -ИЕ; жюри
оценивает ответы -учащихся, заполняет соответствующие страницы дневника
путешествия).
- А сейчас новость: наша яхточка прислала вам свои визитные
карточки, точно такие же, как и парус у нее. Выполните задание, и мы снова
отправимся в путь. (Учащиеся работают по карточкам, члены жюри оценивают
эту работу, подводят итоги, называют победителей).
IV. ОСТАНОВКА "ЗАМОК РАЗНОСКЛОНЯЕМЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ".
- У вас было домашнее задание составить сказку о разносклоняемых
существительных, почему они так называются? (Дети рассказывают).
Вопросы к учащимся :
- Что вам известно о разносклоняемых существительных? (Звучат
ответы. Жюри оценивает их).
- Все,наверное, заметили, что рядом с замком протекает река-ЕНА. Кто скажет,
почему она так названа? (Рассказывается правило на данную орфограмму).
Молодцы! Вы хорошо отвечаете. Хозяева замка предлагают
нам следующее задание. Включается мультимедийный проектор, учащиеся списывают
текст в свои путевые листы, вставляя пропущенные буквы.
О давнем врем...ни, разгораться ярким плам...нем, стоял
у знам...ни, объявлял им...на и фамилии, прикоснуться к тем...ни, прорастить
сем...на.
/Жюри задает участникам соревнования дополнительные вопросы, чтобы участники
нашли все знакомые им орфограммы в предлагаемых заданиях/.
V. ПЕЩЕРА НЕСКЛОНЯЕМЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.
- Вот и новая остановка. Послушаем сказку из домашнего
задания, которую подготовили девочки (ученица рассказывает сказку о несклоняемом
существительном).
Вопросы к учащимся:
- О каких же это несклоняемых существительных идет речь
/Учащиеся рассказывают правило о заимствованных несклоняемых существительных/.
- Как у данных существительных вы определите род? /Рассказывают правило
об определении рода/.
- Хозяева замка предлагают нам довольно-таки сложное
задание. Будьте внимательны, постарайтесь выполнить его без ошибок, Чтобы
во время путешествия у вас не было огорчений, и сохраните силы для следующих
остановок.
/Включается проектор, учащиеся списывают слова и подбирают к ним имена прилагательные/.
1. Подберите имена прилагательные к несклоняемым существительным:
|
ПАЛЬТО
ДЕПО
ШИМПАНЗЕ
ВДНХ
ЖЭУ
|
МЕТРО
ПИАНИНО
КЕНГУРУ
ТАКСИ
БАМ
РОНО
|
МАДАМ
МИСС
ПЕНАЛЬТИ
КОФЕ
ТЮЗ
ЖЮРИ
|
2, Подчеркнуть существительные, которые - положительно
характеризуют человека, с двумя из них составить два предложения.
|
Зевака
Сладкоежка
МОЛОДЧИНА
подпевала
|
Ломака
Попрошайка
Кривляка
УМНИЦА
|
Горемыка
Бедняжка
Задира
РАБОТЯГА
|
VI. ФИЗМИНУТКА.
Хорошо вы сегодня путешествуете. Наверное, устали. Придется
нам сделать остановку в бухте "Здоровья". Отдохнем, наберемся сил, ведь
дальше у нас - болото Невыученных уроков (учащиеся под ритмичную музыку
делают физические упражнения).
Отправимся к болоту (включается проектор). А вот и новое
задание.
1) Учащиеся читают стихотворение-сказку С.М. Бондаренко.
|
Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица НЕ.
Посмотрел я вокруг с ДОУМЕНЬЕМ,
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо-тихо,
И во всем была разбериха.
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели незабудки.
И гуляла собака счастная,
И виляла хвостом уклюже,
Пробегая пролазные лужи.
|
Мне навстречу без всякого страха
Шел унылый, причесанный ряха,
А за ряхой по травке свежей
Шёл суразный дотепа и вежа,
А из школы, взявшись за ручки,
Чинным шагом вышли доучки.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась царевна Смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы НЕ.
|
(Учащиеся выписывают слова, не употребляющиеся без частицы
НЕ. Жюри оценивает эту работу, подводит итоги.)
2) Соревнования в командах на бумажных гармошках.
3) А здесь в болоте живет водяной.. Он очень любит слушать
и разгадывать загадки. Он нас проведет по заветной тропке, если мы будем
загадывать и правильно отгадывать их (первый ряд учащихся загадывает второму).
- На какое правило загадки? - спрашивает водяной.
- Назовите пословицы, которые характеризуют данное слово.
4) И вот вы - уже почти прошли путь по болоту. Осталось совсем
немного, но, видимо, придется еще поработать. Последнее задание. Оно требует
особого внимания и знания правил. Получает письмо Максимкина Люда. Ей нужно
исправить в нём ошибки (мальчик вынимает письмо из почтового ящика и вручает
ученице. Оно проецируется через проектор). - Здравствуй, Люда! Я решил тебе
рассказать о моем отдыхе в деревнИ у бабушкЕ... Утром рано пропел петушЁк.
Я вышел во двор, ко мне подбИжал дружЁк. И мы помчались в конец деревни,
на лужЁк, где рос горошИк.
(Пока ученица исправляет, ошибки, учащиеся работают по
карточкам на это же правило).
5) Молодцы, ребята! Вы прошли болото. Плывем по реке. Следующая
остановка - полупустыня, где живут сестры Пол- и Полу-. Постараемся выполнить
их задание. Вспомним правило, как пишутся слова с пол- и полу-. Учитель
проводит творческий диктант. Правило Ю - ли.
VII. Остановка "СЛОВАРИЯ".
1) Учащимся , предлагается игра' "Кто больше?" с использованием
наглядных кругов, которые вращаются.
2) Учащимся нужно выполнить задание тетушки Совы (на большом
листе, где нарисована сова, учащиеся под каждую букву пишут трудные слова
из словарика):
|
С
|
О
|
В
|
А
|
|
. . .
. . .
. . .
. . .
|
орнамент
. . .
. . .
. . .
|
вокзал
. . .
. . .
. . .
|
автобус
. . .
. . .
. . .
|
|
(Жюри оценивает, подводит итоги.)
VIII. Остановка "ГОРОД ВЕСЕЛЫХ, НАХОДЧИВЫХ,
ГРАМОТНЫХ".
1) Дети участвуют в весёлом соревновании.
Лазание по шесту
Представители команд работают у доски, а учащиеся на местах
по карточкам.
(Жюри оценивает это соревнование.)
2) Собери слова. Нарисован мостик, на. котором потерялись
суффиксы.
(Представители команд работают у доски, учащиеся по карточкам).
Жюри оценивает эту работу.
3) Назовите пословицу по опорным, словам
|
1 ряд
|
2 ряд
|
3 ряд
|
|
Шило - мешок
|
пруд - рыбка
|
свет - тьма
|
4) Что нужно сделать с краткими прилагательными: дорога,
марка, сера, - чтобы превратить их в существительные, не меняя ни одной
буквы?
5) В каких существительных имеется сто одинаковых букв?
Сорок? (Стол, стон, столб, сорока...)
6) Какие слова можно выделить из данных слов: верхушки,
половодье, волокно, леопард?
IX. Подведение итогов.
Жюри сообщает количество баллов, набранное каждой группой.
Краткое слово учителя о результатах путешествия.
Домашнее задание: повторить правила, орфограммы по теме
"Существительное", подготовка к диктанту.
|